1. Пресс-центр
  2. Полезные статьи
  3. Персонализированный подход в образовании

Персонализированный подход в образовании

3156.jpg
15.04.2024 15:12 Просмотров: 64

Персонализированный подход в образовании — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и, если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося). При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний.

Выделяются следующие элементы персонализированного подхода:

Учащийся составляет персонализированный учебный план, в котором содержатся как текущие учебные цели, так и долгосрочные, например, связанные с дальнейшим обучением или профессиональной карьерой.

Учащегося сопровождает система ориентиров, помогающая учиться осознанно и эффективно в зоне ближайшего развития, например, большие идеи, шкалированные учебные цели, схемы для оценивания (рубрикаторы), познавательные техники (инструменты ученика).

Учащийся проходит «‎умную»‎ диагностику, которая помогает выявить пробелы в предметных знаниях, а также составить индивидуальный профиль, где указан его учебный стиль, представлены рекомендации, чтобы он сделал осознанный выбор.

Учащемуся предлагаются значимые для него образовательные стратегии для реализации собственных целей (например, как поступить в Физтех или стать билингвой); даются рекомендации относительно содержания и структуры образовательной программы.

Учащемуся доступна возможность построения индивидуальной траектории для достижения запланированных учебных целей; т. е. самостоятельного выбора из избыточного числа вариативных заданий (вопросов, задач, кейсов, проектов и проч.) на разных уровнях сложности.

Учащийся развивает надпредметные навыки (в различных системах известны, как «‎гибкие»‎ навыки, универсальные компетентности, универсальные учебные действия), например, эмоциональный интеллект, выполняя соответствующим образом «обогащенные»‎ предметные задания с использованием инструментов ученика (например, эмпатической карты.

Учащиеся выполняют в группах совместные проекты, решают кейсы или проводят исследования, делятся с другими полученными результатами, дают друг другу обратную связь.

Конкретное воплощение персонализированного подхода зависит от особенностей педагогической системы, в рамках которой он реализуется, а также от степени полноты и глубины его реализации. Персонализированные модели образования, ориентированные на массовую школу (а не на индивидуализированное обучение), предполагают значительно более высокую степень самостоятельности и ответственности учащихся. В этой связи во многих моделях уделяется значительное внимание построению т. н. культуры учения.

Персонализированное образование понимается как способ реализации образовательного процесса, направленный, прежде всего, на развитие личности учащегося, его личностного потенциала, преадаптивных возможностей.

Персонализация — это всегда развитие личности.

 

3152.pdf

Открыть Скачать (Размер 186 Kb) Тип файла: pdf
Информация о создании страницы: 09.05.2016 21:31:46
Информация об изменении страницы: 08.07.2024 20:32:35, Юрий Валянов